29 июля 2024 года Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект, который значительно расширяет и уточняет условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в российских школах. Этот шаг направлен на улучшение доступа к качественному образованию для детей с особыми потребностями и создание более комфортной образовательной среды.
Ключевые изменения и дополнения
1. Уточнение терминологии:
Законопроект вносит важные изменения в терминологию. Вместо устаревших выражений, таких как «умственная отсталость», теперь будут использоваться термины «нарушение интеллекта» и «тяжёлые множественные нарушения развития». Эти изменения помогут более точно описывать и классифицировать потребности учащихся.
2. Специальные условия обучения:
Теперь для детей с ОВЗ и инвалидов будут созданы специальные условия, которые включают:
- Адаптированные образовательные программы и методы: Разработка и использование программ и методов, учитывающих особенности психофизического развития и состояние здоровья учащихся.
- Специальные учебные материалы: Обеспечение специальными учебниками, пособиями и техническими средствами.
- Ассистенты и переводчики: В школах должны работать ассистенты, сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики. Также будут предоставлены услуги тьюторов для индивидуального сопровождения детей.
3. Рекомендации ПМПК и индивидуальные программы:
Законопроект предусматривает создание специальных условий для детей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальных программ реабилитации и абилитации для детей-инвалидов.
Поддержка и мониторинг
Сенатор Елена Писарева подчеркнула, что принятие закона должно улучшить доступность и качество образования для детей с ОВЗ и инвалидов. Она отметила, что важно следить за выполнением закона и обеспечением всех необходимых ресурсов, таких как логопеды и психологи, особенно в сельской местности.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Лилия Гумерова, также акцентировала внимание на необходимости мониторинга доступности и эффективности оказываемой помощи, а также на ревизии наличия специалистов в стране.
Введение закона в действие
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года. До этого времени будут разработаны конкретные меры по реализации новых условий и мониторингу их соблюдения.
Принятые изменения должны способствовать созданию более инклюзивной образовательной среды, которая обеспечит равные возможности для всех детей и позволит каждому из них максимально раскрыть свои способности в школьной среде.
Мария Савенко
Новости! Срочные новости! Вот она моя страсть и основной источник вдохновения ?